Особенно сердцу Пушкина были близки, конечно, наши вдохновенные, проникновенные православные молитвы, по его собственному признанию, "умилявшие" его душу. Такова особенно великопостная молитва Ефрема Сирина - этого певца покаяния и величайшая из всех других "Молитва Господня" ("Отче наш..."): ту и другую он воплотил в высоких вдохновенных стихах. Поэтическое переложение первой некоторые из нас знают с детства ("Отцы пустынники и жены непорочны..."). Гораздо менее известна художественная одежда, в какую поэт попытался облечь вторую.
Я слышал — в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Сохранив почти неприкосновенным весь канонический текст этой евангельской молитвы, Александр Сергеевич Пушкин сумел передать здесь и самый ее дух, как мольбы детей, с доверием и любовью, обращающих свой взор из этой земной юдоли к Всеблагому своему Небесному Отцу.
Все, что отличает и украшает Пушкинский гений, - его необыкновенная простота, ясность и трезвость, "свободный ум", чуждый всяких предрассудков, правдивость, доброта, искренность. О Пушкине можно с полным правом сказать, что душа его по природе христианка: Православие помогло ему углубить и укрепить прирожденный высокий дар, тесно связанный с самым его поэтическим дарованием.